Керамические изразцы: от Иштар до Гауди (3 фото)





Между современной керамикой с фотографическими изображениями и древней неглазурованной плиткой, изготовленной где-нибудь в Месопотамии, лежит пропасть в пять тысяч лет.

  • лето

  • лето

  • лето

    Любой из нас знает, что облицовка керамической плиткой – прием древний. Но не все представляют насколько.

    Самые древние изразцы были изготовлены еще во временапервых цивилизаций и, конечно, до нас не дошли: глина – материал хрупкий.Остались лишь предания, согласно которым изразцами были облицованы культовыеворота богини Иштар на территории Месопотамии. Так или иначе, но плиткойиздавна пользовался весь Восток, а в дальнейшем – Португалия и мавританскаяИспания.

    Португальцы увлеклись узорной плиткой благодаря марокканцам– у них они переняли первые технологии, рисунки и даже название «азулехос».Можно считать, что азулехос – живописные керамические панно, до сих порукрашающие фасады португальских городов, – это самые старые европейскиеизразцы.

    Однако слава первых специалистов по керамике досталась всеже не португальцам, а итальянцам. В 1520 году флорентиец Франциско Николозопридумал, как сделать так, чтобы разноцветные краски не смешивались. Он изобрелбелую оловянную глазурь, которой покрывался предварительно обожженный изразец,а уже по этой сырой белой глазури наносилась художественная роспись: синимцветом – с добавлением в глазурь кобальта, зеленым – с добавлением меди,фиолетовым – с примесью марганца. Затем изразец вторично обжигался, и если всебыло сделано правильно и без ошибок, то произведение гончарного искусства можнобыло крепить на стену, пол или печку.

    Раз отличившись, итальянцы не собирались упускать пальму первенства. Центр изразцового ремесла переместился в город Урбино, а классическое сочетание ярких сине-зелено-желтых красок до сих пор ассоциируется с тосканской майоликой.

    Да и профессиональный лексикон сложился исключительно с помощью итальянцев: майолика – по имени острова Майорка, откуда перевозили первые партии глазурованной керамики; фаянс – от названия итальянского города Фаенца.

    Впрочем, итальянцы в основном поднаторели по посудной части– расписных майоликовых кувшинов и блюд они производили намного больше, чембытовых изразцов-пьястрелл. Да и теми почти никогда не пользовались – ставилиих на открытые полки и в буфеты, для красоты и престижа.

    А пока итальянцы рисовали зеленые листочки, в ГолландииXVII века набрал обороты совершенно иной стиль – тонкая роспись единственнойсиней краской по снежно-белому фону. Сюжеты самые разные: пастухи и пастушки,амуры и купидоны, всадники, солдаты, кораблики под парусами. Центр голландскогоизразцового искусства сосредоточился в Дельфте, где на плиточном производствебыла занята половина местного населения.

    Эту жизнь среди плитки удачно изобразила Трейси Шевалье всвоем бестселлере «Девушка с жемчужиной», посвященном истории одноименнойкартины Вермеера (позже по книге был снят фильм «Девушка с жемчужнойсережкой»). У главной героини на фабрике работает брат, росписью плитокзанимается отец, сама она постоянно моет эти кафельные полы, а главный талисмансреди ее нехитрых пожиток – простенький бело-голубой изразец с девочкой имальчиком, держащимися за руки.





  О вреде и пользе комнатных растений (20 фото)

Читайте также:

Добавить комментарий