Происхождение майолики (3 фото)





Расписная посуда из обожженной глины, покрытая глазурью, известна со времен неолита. Однако свое название и канонические черты техника майолики обрела в Италии в XVI веке.

  • техника

  • техника

  • техника

    Родиной майолики принято считать Египет. Именно в этойстране еще в эпоху неолита впервые была изготовлена высокопористая керамическаяплитка, отлично сопротивлявшаяся жаре. На нее легко наносилась краска, чтопозволяло египтянам создавать огромные панно с изображением божеств, героев ифараонов.

    Из Египта неглазурованная майолика попала в Испанию, откуда в XI веке мавры завезли ее в Италию.

    В Италию с острова Майорка (по-итальянски Maiolica) традиционнопривозили грубоватую испано-мавританскую керамику. В сознании итальянцевцветная керамика настолько тесно сплелась с названием острова, что дажесобственные, гораздо более утонченные изделия эпохи Возрождения они потрадиции продолжали называть майоликой.

    Однако секреты расписной глазурованной керамики жители Апеннинскогополуострова открыли для себя не сразу. Поначалу итальянцы освоили более простуютехнику, названную позднее меццо-майоликой, то есть полумайоликой. Полумайоликупокрывали тонким слоем жидкой белой глины (белый ангоб), обжигали, а потомрасписывали простым рисунком из звезд или крестов. В конце XII века в белыйангоб стали добавлять оксид олова и, как и на Ближнем Востоке, накладыватьщелочную глазурь, но тонкую и худшего качества. Такие грубо сформованные блюдаи кувшины стали предшественниками прославленной итальянской майолики.

    Флорентийцы первое время считали, что имитация испанских люстровыхизделий – слишком трудное дело, и довольствовались усовершенствованиемполихромной оловянной глазури. Они украшали керамику нарисованными головамиживотных и портретами людей, а восточные мотивы, заимствованные с рисунковшелковых тканей, соединяли с итальянскими гербами и растительнымиорнаментами.

    Позже майолику стали делать из тонкой мягкой глины; готовые изделияпокрывали беловатой непрозрачной оловянной глазурью и расписывали красками,которые успешно выдерживали высокотемпературный обжиг. Потом изделия еще разпокрывали прозрачной щелочной глазурью, после чего краски становились мягче поцвету.

    Со временем подобная керамика распространилась во всей Италии ; еепроизводили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Фаэнца(от имени этого города произошло слово «фаянс»), Кастель Дуранте и Урбино. Ихмастера создали особые стили и наработали техники для рисования облаков,пейзажей, многофигурных композиций и арабесок.

    Мастерские городов Дерута и Губбио производили дорогую люстровую майолику, в том числе редкую рубиново-красную – ее было сделать труднее всего.

    Сиятельные герцоги, особенно урбинские, феррарские ифлорентийские, были от майолики в восторге. И с удовольствием заказывали мастерам-керамистам отделку своих городских и загородных резиденций. Ну, авслед за высшей знатью вскоре потянулись и менее родовитые персонажи: купцы,банкиры, а потом и обычные горожане.

    В XIV-XVI веках итальянцы стали законодателями европейской майоликовоймоды. Однако увлечение майоликой быстро охватило и другие страны. До сихпор мы любуемся минаретами Самарканда и Хивы, оплетенными красочными кружевамимайолики.

    В технике майолики изготавливались декоративные панно, изразцы,посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Лучшие художники негнушались сочинять рисунки для воспроизведения на сосудах и плитке.

    Позже западные модернисты, в частности Леже, Пикассо, Эшер, тожеоставили потомкам прекрасные произведения, выполненные в стиле майолики.





  Спальное место на кухне. Лучшие дизайнерские идеи (39 фото)

Читайте также:

Добавить комментарий