Язык цвета (23 фото)





Наше представление о цвете и о его влиянии на нашу жизнь менялось в течение многих веков. И сегодня у нас наконец появилась возможность научиться говорить на языке цвета, выражать с его помощью наши эмоции и рациональные идеи.

  • Цветы цвет идеи

  • Цветы цвет идеи

  • Цветы цвет идеи

    От бога к человеку

    Первобытные люди отождествляли цвет с жизненно важными понятиями:кровь, молоко, огонь и земля. Поэтому основными цветами, которыми оперировалинаши далекие предки, были красный, белый и черный – именно они чаще всеговстречаются в дошедших до наших дней наскальных рисунках.

    Язык цвета

    Язык цвета

    Цветы цвет идеи

    Позже к ним добавился желтый (цвет земли), синий (цвет неба), зеленый(цвет растений). Но на протяжении долгого времени цвет прежде всего был теснымобразом связан с магией и религией, ему приписывались мистические свойства. Обэтом, например, недвусмысленно свидетельствует деление магии на «белую» и«черную».  Подход к цвету античных деятелей науки и искусства – Аристотеля,Пифагора, Платона – был более естественно-научным. Они руководствовались, вчастности, и эстетическими понятиями – например, излишество какого-то одногоцвета могли счесть «безобразным».

    Язык цвета

    Язык цвета

    Цветы цвет идеи

    Однако существенный сдвиг в этом направлении произошел только в эпохуРенессанса. Много экспериментировал с красками великий Леонардо да Винчи.Например, он уже знал, что цвета могут быть теплыми и холодными. А накладываяслой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавалотуманность картине и не отвечало строгости формы традиционного полотна.

    Эту технику Ленардо называл «окутывание дымкой» – таким образом, именно автор «Джоконды» ввел понятие о приглушенных тонах.   Впрочем, наиболее примечателен тот факт, что современники Возрожденияначали смотреть на цвет не как на нечто божественное, а наоборот, человеческое,символизирующее его чувства, мысли и отношение к окружающему миру. В XVI векенекий Коронато описал «цветовой код» одежды: белый и красный означалилюбезность и уверенность, в то время как коричневый и серый свидетельствовалиоб умеренности, практичности и трезвой расчетливости. А Ломаццо еще в XV векесопоставил цвета и типы темперамента: белый – флегматик, черный – меланхолик,красный – сангвиник, желтый – холерик.

    Научный подход

    В XVII веке достижения оптики в лице Исаака Ньютона привели к тому,что цвет окончательно стал физическим понятием. И если Леонардо, пользуясьинтуицией художника, выделил всего 6 основных цветов (белый, желтый, зеленый,красный, синий и черный), то Ньютон разложил белый свет в спектр и научнодоказал существование, помимо белого и черного, как минимум еще 7 цветов.Сегодня они известны нам как «радужные»: красный, оранжевый, желтый, зеленый,голубой, синий, фиолетовый.

    На волне этих открытий создаются абстрактные цветовые системы – цветовые круги и треугольники.

    Одновременно расширяется и список субъективных цветовых ассоциаций: оцветах говорят как о тяжелых и легких, удаляющихся и приближающихся, земных ивоздушных, впечатляющих и малозаметных. Наконец, XVII век уже можно считатьначалом зарождения науки о психологии цвета, изучающей взаимодействие цвета ичеловеческой психики. 

    Язык цвета

    Язык цвета

    Цветы цвет идеи

    Возникновение науки о цвете связано с именем немецкого поэта Гете – говорят, этим своим исследованиям цвета он придавал даже больше значения, чем литературному творчеству.

    Гете первым открыто заговорил о том, что цвет, независимо от формы истроения материала, которому он принадлежит, оказывает определенное воздействиена душевное состояние человека. Таки образом, поэт выделил положительные,отрицательные и нейтральные оттенки. К первым он отнес желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (киноварь). Отрицательными Гете полагал синий, красно-синий (фиолетовый) и сине-красный. Соответственно, первые создаютбодрое, живое, деятельное настроение, а вторые – неспокойное, тоскливое.Зеленый при этом попал в группу нейтральных цветов.  Гете же, проведя параллель с гармонией психики, начал говорить огармоничных сочетаниях. Он выделил три основных: желтый – красно-синий, синий –красно-желтый, пурпур – зеленый. Эти цвета как бы уравновешивают действие другдруга. Остальные комбинации тоже вступают во взаимодействие друг с другом, норезультатом этого становится «перекос» в ту или иную сторону. Например, желто-красный в паре с сине-красным вызывает радостное возбуждение, а сочетаниесинего с зеленым великий поэт называет «пошло-противным».

    Холодный расчет

    Итак, мы видим предметы окрашенными в тот или иной цвет, наше зрениецветовое. Но что лежит в его основе?

    Изучение глаза показало, что сетчатка имеет три основных светоощущающих элемента: один из них сильнее всего раздражается красными лучами, другой – зелеными, третий – синими.

    Язык цвета

    Язык цвета

    Язык цвета

    Цветы цвет идеи

    Так, в XIX веке соотечественник Гете Герман Гельмгольц взглянул,наконец, на цвет глазами человека и выяснил, что основными на самом деле нужносчитать красный, зеленый и синий, так как с их помощью можно получить всеостальные цвета любой насыщенности. А белого и черного в природе вообще несуществует, и их примесь не меняет род цвета, а лишь создает егооттенки.  Фактически это означало, что любой оттенок можно синтезировать,представив в виде формулы «Цвет» = NR + NG + NB, где NR, NG и NB – количествокрасного, зеленого и синего в смеси (принцип действия цветного ТВ). Да и вообщекаждый цвет можно в буквальном смысле измерить. 

    Язык цвета

    Язык цвета

    Цветы цвет идеи

    Так, цветовой тон определяется длиной волны спектра видимого излучениясвета. Контрастность тона – соотношением в нем белого и черного. Насыщенность –это количество хрома (цвета) при постоянной контрастности тона.  Кстати, этот подход лег в основу «кодировки цвета», которую сегодняиспользуют производители красок и благодаря которой можно легко ориентироватьсяпри выборе нужного оттенка. Рассмотрим на примере цветовой системыDulux. 

    Скажем, есть краска цвета 68YR 34/780. 68YR – это как раз цветовой тон, 34 – его контрастность, а 780 – насыщенность.

    Цветовых тонов всего 8: RR (от цвета фуксии до красного), YR (открасного до оранжевого), YY (от оранжевого до желтого), GY (от желтого дозеленого), GG (от зеленого до бирюзового), BG (от бирюзового до голубого), BB(от голубого до сиреневого) и RB – от сиреневого до фуксии.  Цифра, означающая контрастность тона, меняется от 00 до 99, и чем большецифровой код, тем светлее оттенок. По аналогичному принципу меняется ипоказатель насыщенности (от 000 до 900) – чем больше код, тем цветовой тонинтенсивнее.

     

    И все-таки – разум или чувства? 

    Чтобы получить желтый цвет, нужно смешать красный и зеленый – этофакт. Однако разве ощущение желтого состоит из ощущений красного и зеленого? Иможно ли считать воздействие желтого цвета на психику суммарным от воздействиякрасного и зеленого?  Цвет – мастер иллюзий. Он может управлять пространством, приближать и удалять,поднимать и опускать, согревать и охлаждать. И все это можно и нужно приниматьво внимание. Да, выбирать удачные и гармоничные сочетания цветов можно с помощьюцветового круга по проверенным колористическим схемам и формулам. Однако нестоит забывать и о таком понятии, как цветовой климат, близком кпсихологическому, и грамотно его моделировать.

    Например, каким бы ни было традиционным и гармоничным сочетаниекрасного с зеленым, в спальне его «бодрость» и нарядность не всем придется подуше. А самые благородные и в целом нейтральные темные оттенки, будучииспользованы в комнатах с недостатком естественного света, неизбежно начнутдавить и угнетать. 

    Конечно, каждый случай индивидуален, однако кое-какие универсальные советы у специалистов все же есть.

    Для спальни и холла они рекомендуют в качестве основного цвета зеленовато-голубой, голубой, синий.

    В кабинете значительно стимулируют умственную деятельность оранжевый,желтый и зеленый.

    Оттенки желтого будут уместны и на кухне или в гостиной. А вот вванной комнате лучше опять прибегнуть к более холодной и спокойной гаммеоттенков голубого, зеленого, дополненные белым и черным. 

    Язык цвета

    Язык цвета

    Язык цвета

    Цветы цвет идеи

    Что касается освещенности комнаты, то пыл большого количества солнечныхлучей «остудят» зеленовато-голубые тона, а помещение с окнами на север,наоборот, нужно дополнительно «подсветить» желтым.  Кстати, цвет позволяет не только «управлять погодой» в доме – с егопомощью можно даже приглушить звуки в шумной комнате! Надо только использоватьв отделке более приглушенные тона.





  Как спрятать газовый котел на кухне - маскировка котла + фото (24 фото)

Читайте также:

Добавить комментарий