Мы так привыкли к фанере, что порой даже не задумываемся, как на свет появляется этот универсальный прочный материал, из которого, оказывается, делают все: от кресел до гитар, от яхт до самолетов.
-
-
-
Фанеру производят из самых разных пород дерева. Так как этобюджетный материал, сырье берут то, что подешевле и растет под рукой. В России,например, на фанеру пускают сосны и березы.
Если посмотреть на материал с боку, на срезе отчетливо будет видна многослойная структура. Откуда она берется?
Все начинается с того, что стволы пропаривают в оченьгорячей воде, чтобы древесина стала мягкой и пластичной. После «бани» ониотправляются на лущильный станок, который вращает бревна вокруг своей оси исрезает с них шпон – проще говоря, толстую стружку. Примерно то же самое делаетточилка с карандашом, только станок срезает стружку не с кончика, а по всейдлине и толщине ствола.
С одного среднего бревна получается 16 метров шпона.
Слои шпона укладывают один на другой так, чтобы волокнабыли перпендикулярны друг к другу, затем наносят клей и отправляют под пресс.Именно благодаря тому, что волокна смотрят в разные стороны, фанера всегдапрочнее и стабильнее цельного куска дерева. Причем классическая фанера всегдасклеена из нечетного количества пластов, чтобы верхний и нижний слой совпадалипо направлению волокон.
Количество слоев может быть очень разным – от 3 до 23. Чем больше, тем лучше. Многослойные листы жестче, стабильнее в размерах и меньше склонны к деформациям.
Существует особая однонаправленная фанера, у которой слои шпона клеятся друг к другу в одном направлении, как и следует из названия. Она лучше гнется. Именно этот тип используют для изготовления мебели.
Вообще, чего только из фанеры не делают: от упаковки домузыкальных инструментов и хоккейных клюшек. Есть даже специальная авиационнаяфанера. И это не фигура речи, раньше ее действительно активно использовали пристроительстве самолетов! Материал прочный, тонкий, но легкий – как раз то, чтонадо в полете. Во времена Второй Мировой из фанеры делали элементы фюзеляжа иобшивку, а когда не хватало металла – то и топливные баки.
Сейчас эту авиационную разновидность фанеры все большеприменяют в авиамоделированиии, а также в интерьерном декоре – помимопрочего, этот материал очень хорош собой.
Еще есть морская фанера: из нее до сих пор делают обшивкудаже самых современных и дорогих парусных лодок. Главное для этого материала –влагостойкость. Чтобы этого достичь, шпон пропитывают смолами, а для склейкиприменяют особый состав. Он всегда темного цвета. Поэтому внутри любойвлагостойкой фанеры обязательно есть «шоколадная» прослойка.
Пожалуй, самые удивительные вещи происходили с фанерой в СССР. Одно время было налажено производство трубопроводов из фанеры для транспортировки углеводородов в нефтегазовой промышленности.
В XXI веке трубы из фанеры больше не делают, номатериал не потерял актуальности, даже несмотря на то, что альтернативдействительно много. Есть масса ситуаций, когда именно фанера – лучший вариантпо соотношению цена и качества. Например, если надо сделать подложку подламинат, отлично подойдет фанерный лист 18 см толщиной.
А что уж говорить о загородном строительстве. Тут фанера ивнутри (перекрытия, отделка стен) и снаружи (облицовка фасадов, кровельнаясистема). Можно сделать все, что угодно. Главное – подобрать подходящую марку ивыбрать фанеру хорошего качества.
Что касается качества, фанера – честный материал, многоесразу понятно. Например, можно посмотреть на срез и оценить количество слоев иих распределение. Если увидите, что на толстый внутренний слой наклеены тонкиенаружные, значит, перед вами упаковочная фанера. Не обманывайте себя – длядругих целей она не подходит.
Посмотрите, не крошится ли край в месте спила, не слишкомли много сучков на поверхности. Чтобы понять качество шлифовки, проведите поповерхности рукой и обязательно положите лист на пол: если он перекручен илежит не ровно – не покупайте, ничего хорошего из него не получится.